Закон, упрощающий оформление прав граждан на загородную недвижимость, а также индивидуальные постройки в городах, принят и подписан президентом. Вступает в действие он с 1 сентября.
К этой дате власти должны принять некоторые подзаконные акты, необходимые для выполнения закона. А граждане уже могут начинать готовить и собирать документы, которые нужны для оформления прав на недвижимость.
Как теперь узаконить самовольную постройку
"Дачная амнистия" упрощает как легализацию домов и других построек, возведенных на садовых и дачных земельных участках, так и узаконивание домов, построенных на участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
1. Чтобы оформить право собственности на гараж, домик или строение вспомогательного назначения (хозблок, беседка и т. п.), возведенные на садовом или дачном участке, достаточно будет самостоятельно составить декларацию о постройке. В нее вы вписываете адрес, вид (название), назначение, площадь постройки, год ее создания, материалы наружных стен, сведения о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровый номер земельного участка, на котором находится строение.
Форма бланка для составления такой декларации будет утверждена официально. Ожидается, что этот документ появится к 1 сентября, когда вступит в силу "дачная амнистия".
Кроме декларации, в Росрегистрацию надо будет предъявить:
правоустанавливающий документ на участок, на котором находится постройка.
Обратите внимание: если вы оформляли свои права на участок в 1999 г. и позднее, когда была введена современная система госрегистрации прав на недвижимость, то предъявлять правоустанавливающий документ не требуется. Это "освобождение" действует для тех, кто имеет современное свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок (бланк зеленого цвета); кадастровый план участка.
От предоставления этого документа освобождаются следующие группы счастливчиков:
а) имеющие современный правоподтверждающий документ на участок (см. выше);
б) владельцы садовых или дачных участков, которым правление товарищества (кооператива) выдало документ, подтверждающий, что их постройка расположена в пределах границ соответствующего участка.
2. Для оформления права собственности на дом, построенный на участке для ИЖС либо на приусадебном земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), нужен технический паспорт постройки, составленный БТИ. Ни разрешение на строительство, ни акт о вводе в эксплуатацию не требуются.
Однако имейте в виду:
отмена получения разрешения на ввод в эксплуатацию сохраняется до 1 января 2010 г.
если строительство дома началось после введения в действие нынешнего Градостроительного кодекса (30 декабря 2004 г.), то разрешение на строительство необходимо.
Оформляем права на землю
Эта тема актуальна для тех, у кого нет документов о праве собственности на земельный участок. Обновленное законодательство помогает стать собственниками в упрощенном порядке в двух ситуациях.
1. У вас есть документ о том, что участок принадлежит вам на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором ваше право на участок конкретно не названо ("неопределенное" право).
В этих случаях закон автоматически наделяет вас правом собственности на участок.
Чтобы получить правоподтверждающий документ - свидетельство о государственной регистрации права собственности, - нужно обращаться в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация).
Однако имейте в виду: для регистрации права потребуется описание участка, которое содержится в кадастровом плане. Этот план выдает подразделение Роснедвижимости по месту нахождения участка. Если в госземкадастре, по данным которого составляется план, не хватает сведений о вашем землевладении, то сначала придется провести землеустроительные работы, в том числе межевание для определения местоположения границ участка.
2. Вы владеете участком в садоводческом, огородническом, дачном товариществе или кооперативе. Документов о каких бы то ни было правах на участок у вас нет вообще. Есть лишь книжка садовода или другая справка, подтверждающая членство в товариществе (кооперативе).
Закон позволяет бесплатно приобрести участок в собственность. Для этого нужно обратиться в местную администрацию и предоставить следующие документы:
заявление о приобретении участка в собственность;
проект организации и застройки территории товарищества (кооператива). Прежнее законодательство именовало этот документ "генпланом товарищества";
описание местоположения границ участка, подготовленное заявителем, т. е. самим владельцем участка;
заключение правления товарищества (кооператива), подтверждающее, что участок закреплен за вами и что составленное вами описание границ (см. выше) соответствует действительности.
В течение двух недель после подачи необходимых документов местная администрация должна принять решение о предоставлении участка вам в собственность. С этим решением нужно будет обратиться в Росрегистрацию для государственной регистрации права собственности.
Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+