Мужчина баскетбольного роста, c внешностью голливудского актера, который ездит на кабриолете марки «Мерседес»… Все это правда, и вместе с тем может создать несколько превратный образ коммерческого директора Villagio Estate, лидера рынка элитной загородной недвижимости московского региона.
Рабочий день Павла Трейваса начинается рано и обычно очень быстро. «Встаю я максимум за полчаса до того, как надо выйти из дома, а то и минут за 15. Дома никогда не завтракаю. Выхожу и еду на работу. В будние дни обычно в офис на Олимпийском, в выходные – в коттеджный поселок на Новой Риге. Если время позволяет, заезжаю по дороге в “Кофеманию”, люблю там завтракать. Это тоже занимает минут 15-20. Рабочий день обычно начинается около 9:00, но он, конечно, ненормированный, начало и конец может зависеть от рабочих встреч», – говорит Павел.
По дороге прошу поделиться его историей о том, как он пришел на рынок элитной недвижимости. Путь в строительный бизнес не был простым. И начался, по сути, еще в США, куда Павел решил уехать студентом.
«Если в Москве я застал стрельбу по Белому дому, то, когда приехал в Нью-Йорк, через год застал 9/11. Жил в 5 минутах ходьбы от Башен-Близнецов, в которые влетели самолеты». В США Трейвас получил финансовое образование и первый профессиональный опыт. «Много работал – чего только не делал: поставлял американские машины в Россию, был помощником президента крупной финансовой компании…». Старший брат, который давно жил в Америке, говорил, что в работе надо попробовать все, и Павел даже был помощником официанта в ресторане – целых две недели. И все это время продолжал общаться со своим другом Денисом Козловским, который в Москве строил элитные коттеджные поселки.
С нью-йоркским подходом к бизнесу Павел вернулся на родину. Прилетел вечером, а уже утром принял предложение Дениса присоединиться к команде Villagio Estate. Начинал простым продавцом, через два года стал заместителем директора департамента реализации, затем коммерческим директором.
В головном офисе компании у Трейваса начинается обычный рабочий день. Как правило, это решение самых разнообразных вопросов с клиентами, благо их уже более тысячи, и без проблем просто не обойтись. «Большинство клиентов, конечно, люди конструктивные, – говорит Павел, – хотя встречаются и покупатели с особыми запросами. Однако именно они самые интересные собеседники, с ними чувствуешь себя сильным профессионалом, у которого должен хорошо работать мозг, чтобы успешно решать эти вопросы. Так, чтобы не нарушались интересы компании, и клиенты оставались довольны».
После решения самых срочных вопросов проводится сверка динамики строительства и поступления средств. Часть коттеджей продается в рассрочку, надо следить, чтобы никто не задерживал платежи, разобраться, почему на объектах затягивают строительство. Проводятся также переговоры с потенциальными клиентами.
Павел регулярно выезжает на строящиеся объекты, лично контролирует ход работ. Уже в первой половине дня мы отправляемся с ним на Новую Ригу смотреть несколько коттеджей, находящихся в разной степени готовности. Новорижское шоссе сейчас загружено, из-за активной стройки на дороге полно заторов. Но Павел относится к этому с пониманием и оптимизмом: говорит, что стоит потерпеть ради того, чтобы уже через год ездить без проблем. Строится широкая, современная трасса, аналогов которой в ближнем Подмосковье не будет еще долго. И те, кто часто здесь ездят, видят, как у них на глазах продвигаются работы. По дороге Павел вкратце рассказывает, что нас ожидает в течение дня: «Как такового общения с клиентами сегодня не будет, но, если повезет, может кто-то подъехать смотреть поселок. Тогда мы с ними встретимся в офисе продаж». Забегая вперед, скажу, что так и получилось…
Уже у первого коттеджа, к которому мы подъезжаем, нас ждут клиенты, но они необычные: это съемочная группа нового российского фильма. В этом коттедже киношники смотрят интерьер, расположение комнат, где можно будет сделать детскую. Но им нужен и второй объект – дом с большим фасадом и красивой подъездной территорией, способный изобразить поместье олигарха. С этим сложнее: большая часть таких объектов уже реализована. Люди с Мосфильма уезжают кататься по поселку, а Павел общается с менеджером, курирующим завершение отделочных работ в этом здании. Затем мы отправляемся на следующий объект, который находится в соседнем поселке,– здесь еще ведутся строительные работы.
Далее в нашем путешествии – местный ресторан, расположенный у озера с пляжем. Здесь по выходным концентрируется общественная жизнь и волейбольные баталии. Но сегодня мы тут одни. Трейвас со своим сотрудником занимаются делами: смотрят платежные ведомости от подрядчиков, обсуждают их финансовые аппетиты, ход работ, возникающие неувязки.
Оказывается, сотрудник, с которым общается Павел, – его отец. «Он очень давно у нас работает, курирует ряд объектов и, соответственно, наши встречи: это обсуждение того, как проходит работа, чтобы все было в срок и на соответствующем уровне. Если есть какая-то проблема – ищем пути ее решения. В процессе стройки всегда стараемся добиваться адекватного соотношения между качеством, ценой и скоростью работ. К сожалению, опыт говорит о том, что в нашей стране подрядчик, как только чувствует к себе доверие, думает, что ты теряешь бдительность. А раз ты теряешь бдительность, то на тебе надо накручивать деньги. Люди перестают работать быстро, следить за соблюдением технологии, от чего страдает качество. Но изначально самая большая проблема – просто найти хорошего подрядчика! Потом уже надо держать его в рамках, не позволять доводить до перерасхода средств на достройку, переделку каких-то проблемных мест, дальнейшую доводку.
Сейчас шло обсуждение строительства нового офиса продаж, которого очень ждет наша компания. Мы всегда устанавливаем очень высокие стандарты организации сервиса. Еще лет 10 назад переговоры с клиентами проводились в большой и красивой, но бытовке. По мере роста компании мы стремились к максимальной презентабельности офиса продаж, соответствующего европейскому уровню. Поэтому мы стали строить офисы в виде коттеджей. Такой есть уже в одном из наших поселков, в «Риверсайде», площадью 460 кв. м. После этого сделали отдельное здание в Millennium Park. Сейчас готовим топовый проект, 1000-метровый коттедж, который также будет одним из офисов продаж. Подобного на рынке Москвы и Московской области нет ни у кого», – рассказывает Трейвас.
Павел обсуждает стоимость подрядных работ. Найден новый подрядчик, способный при аналогичном качестве предложить заметно более выгодную цену, которая серьезно повлияет на общую цифру затрат. Но с предыдущим работали давно, нужно с ним пообщаться по поводу новых расценок, возможно, отказаться от его услуг.
На протяжении всего нашего общения постоянно раздаются звонки – это и проектировщики, и клиенты, и сотрудники с самыми разнообразными вопросами. Один из звонков – из расположенного поблизости офиса продаж. Приехали потенциальные покупатели, и мы с Трейвасом отправляемся с ними общаться. Клиенты подробно интересуются расценками, архитектурными проектами, сроками застройки, территорией комплекса, как скоро закончатся пробки на Новорижском шоссе, даже наличием среди соседей звезд шоу-бизнеса.
Один из важных вопросов – детские учреждения. Они есть – детские сады и школа, которая, отмечает Павел, отличается высоким уровнем. Наконец, клиентам устраивают экскурсию по поселку, часть которой проходит на гольф-карах. На них мы выезжаем из уже обустроенной территории туда, где еще разрыта земля и работает тяжелая техника. Выбор, одним словом, широкий: от готовых домов до нулевого цикла. Более того, у компании свое собственное архитектурное бюро с большим количеством сотрудников, это сотни человек. Они разрабатывают дома, коллекции насчитывают уже более 200 проектов. Каждому из купивших участок всегда дается опция: не просто выбрать один из домов, а любой из них, а также переработать проект по своему усмотрению.
С гольф-каров покупатели пересаживаются в свой джип и уезжают думать, а Трейвас встречается с еще одной сотрудницей и продолжает поездку по объектам. Поражает, кстати, количество и разнообразие вопросов, которые решаются и обсуждаются в таком режиме: от не сразу заметного глазу недостатка в наклейке обоев до предложения подрядчика «ради эксперимента» внедрить управление с айпада всеми функциями дома.
Пользуясь редкой паузой, обсуждаем с Трейвасом ситуацию на рынке недвижимости. «Наша жизнь и бизнес после кризиса сильно изменились. Это касается понимания рисков, которые мы на себя брали, понимания прибыли, которую получали тогда и сегодня. Мы одна из немногих компаний, которая без стратегических потерь прошла трудные времена. Мы не поменяли концепцию развития наших поселков, не опустили их класс, несмотря на серьезный денежный дефицит.
Сегодня клиент стал намного разборчивее в своих решениях, значительно серьезнее относится к выбору недвижимости и с точки зрения цены – прежде всего – и с точки зрения места, качества строительства, готовности самого поселка, абсолютно всех аспектов. Сейчас количество продаж существенно меньше по сравнению с докризисными показателями. Тогда девелоперы могли принимать решение, кому продавать, кому не продавать, кому делать дисконт 4%, а кому 5%. Теперь такое невозможно, каждый клиент ценен. Вместе с тем, ситуация на рынке достаточно стабильная, и если она будет оставаться такой же, нас бы это полностью устраивало. Работа идет напряженная, всегда приходится бороться за клиента, конкуренция налицо. Хотя на загородном рынке она не столь большая, потому что очень многие подходили к строительству как до, так и после кризиса достаточно халатно. В моем понимании халатно – это “поменьше вложить и побольше получить”. Мы никогда так не работали. Сегодня невозможно получать прибыль на пустом месте. Нельзя взять территорию, разделить ее на квадратики, построить домики из сэндвич-панелей и пытаться это все продать за огромные деньги. Необходимо найти правильное соотношение между качеством строительства и стоимостью реализации. На рынке мы признанные лидеры и в плане количества, и в плане уровня строительства, и с точки зрения концепций поселков. Подобного Millennium Park ни один девелопер сделать даже не пытался, а после кризиса это уже вряд ли возможно. Сейчас наша компания уже потихонечку заканчивает реализацию этого проекта, но чтобы сегодня начать нечто подобное – нужно вложить сотни и сотни миллионов долларов только на начальном этапе.
Необходимо очень серьезно подходить к вопросу кадров, как строительных, так и реализующих. У нас вся команда собиралась годами. Результативность для нас всегда была на первом месте, я очень доволен тем, что получилось. Продавцы у нас работают семь дней в неделю, у них нет выходных как таковых. Мне самому, как человеку, который периодически покупал какую-то недвижимость, приходилось сталкиваться с отделами реализации очень крупных компаний, и это был ужас… Если компания так относится к продажам, всегда возникал вопрос, как она относится к стройке. Эти вещи всегда взаимосвязаны».
Наконец, все дела и встречи в поселках закончены, и мы отправляемся в Москву. Нас ждет еще один офис, на этот раз в небоскребе в Сити. Здесь на заоблачной высоте находится дизайн-бюро, работающее над отделкой построенных коттеджей.
Но не все же о работе. По дороге заговариваем и о том, как Павел проводит другие дни, непосредственными свидетелями которых нам стать уже не доведется. «Понедельник, среда, пятница – обязательно тренажерный зал, фитнес, – рассказывает Трейвас. – В выходные без исключения, если, конечно, погода позволяет, всевозможные спортивные занятия на природе, в коттеджном поселке. Обычно с 12 до 10 вечера у нас волейбол на пляже, плавание, большой и настольный теннис, обедаем в местном ресторане. Очень люблю наш поселок за то, что здесь такая активная и сконцентрированная общественная жизнь. И очень дружная компания, что вообще-то не свойственно московскому обществу, но здесь как-то получилось».
Во время интервью нам повезло с погодой: было солнечно и жарко, поэтому едем с Павлом на его новеньком кабриолете «Мерседес». «Спортивная машина – это всегда была мечта, которую хотелось реализовать. Именно этим летом поборол своего внутреннего рационалиста и смог ее осуществить». Вообще-то в рабочее время, особенно когда погода не так хороша, Трейвас ездит на БМВ 7-й серии с персональным водителем. «Очень, на мой взгляд, тяжелый автомобиль, и, увы, некачественно сделанный. Первую 7-ку в новом кузове я купил три года назад, через год на ней полетела электроника, ремонт затянулся на два месяца. В результате дилер был вынужден обменять автомобиль на новый, но через год начались похожие проблемы. «Мерседес» мне нравится сейчас гораздо больше как комфортом, так и эксплуатационными качествами. Очень жду выхода нового S-класса. Я много времени провожу за рулем, периодически живу за городом, куча встреч… За год проезжаю по 40000 км. В БМВ у меня стоят сзади телевизоры, так что если есть возможность не говорить по телефону, смотрю новое кино. В общем, на колесах проходит значительная часть жизни, и ее хочется сделать максимально удобной».
Так за разговорами мы добираемся, наконец, до Сити, где на одном из верхних этажей с головокружительным видом на Москву расположен офис дизайнерской студии. Здесь Трейвас проводит полтора часа, обсуждая с дизайнерами варианты отделки квартир, мебельной обивки, светильников и прочего, прочего… Сегодня важна каждая деталь, и руководитель должен вникать во все нюансы дела. При мне, например, принимаются решения отказаться от каких-то видов обивки: слишком быстро вытирается, или какие-то материалы оказываются недостаточно устойчивы к пролитой жидкости, а во время эксплуатации дома может произойти что угодно.
Из Сити Павел снова отправляется в головной офис. Там вновь работа с пожеланиями клиентов, обсуждение возникающих проблем с руководителями различных подразделений компании. Но и на этом рабочий день еще не заканчивается. Под вечер назначаются новые встречи – с теми, кто был занят днем. Это могут быть снова клиенты, крупные подрядчики или инвесторы. Но ведь это по-своему замечательно, когда жизнь кипит в полном смысле этого слова не только днем, ведь так?..
Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+