Хотите получать наши новые материалы? Подпишитесь:
Отправляя данные, Вы подтверждаете, что согласны с положением об обработке персональных данных

«В мире немного людей, которые действительно что-то создают»

22 октября 2009
16+
Строительная компания «Капитал Груп» и голландский архитектор Эрик Ван Эгераат в конце сентября заключили мировое соглашение, положив конец пятилетнему спору об авторских правах на проекты комплекса «Город Столиц» и коттеджного поселка Barvikha Hills. Изначально общая сумма денежной компенсации за архитектурные проекты составляла $4,3 млн., однако стороны договорились о меньшей сумме. В интервью Cottage.ru Эрик ван Эгеррат но обсудил ситуацию на рынке загородной недвижимости и предложил решение проблемы пробок в Москве

Строительная компания «Капитал Груп» и голландский архитектор Эрик Ван Эгераат в конце сентября заключили мировое соглашение, положив конец пятилетнему спору об авторских правах на проекты комплекса «Город Столиц» в деловом центре «Москва-Сити» и коттеджного поселка Barvikha Hills в подмосковной Барвихе. Изначально общая сумма денежной компенсации за архитектурные проекты составляла $4,3 млн., однако стороны договорились о меньшей сумме. В интервью Cottage.ru Эрик ван Эгеррат отказался назвать конкретные цифры, но обсудил ситуацию на рынке загородной недвижимости и предложил решение проблемы пробок в Москве.

Чем закончился конфликт с «Капитал групп»?

Мы заключили соглашение. Оно еще не окончательное, но у меня есть весомые причины полагать, что мы достигнем приемлемого соглашения о денежной стороне вопроса.

Можете назвать сумму, которую они должны вам выплатить?

Нет, я был так воспитан, что не могу себе позволить говорить о деньгах - мне с детства говорили, что за столом и на людях о деньгах не упоминают. Кроме того, это не очень корректно по отношению к «Капитал Груп». Это внушительная сумма, однако, вопрос даже не в деньгах, а в том, что были нарушены авторские права. В этом смысле победа в судебном споре была принципиально важной для меня – потому что плоды этой победы имеют огромное значение не только для меня, но и для моих коллег-архитекторов. Архитекторы должны иметь возможность защищать права на свои проекты и получать надлежащее вознаграждение за проделанную работу.

Часто ли в России нарушаются авторские права архитекторов?

Это проблема многих стран, не только России. В большинстве случаев архитекторы не имеют достаточно денег или влияния, чтобы решить ее, заявить о себе. Поэтому, если нам удастся уладить вопрос с «Капитал Групп», это будет примером для других. В нашем мире, где все покупается и продается, есть немного людей, которые действительно что-то создают, и их работа, как минимум, должна быть справедливо оплачена.

Долго ли продолжается работа над крупными проектами, такими как «Город столиц»?

От самого начала - деловых встреч, работы дизайнеров - до создания проекта проходит 3-4 года. А на такие крупные проекты как «Город столиц» уходит даже больше времени. Поэтому любой детально разработанный архитектурный проект представляет собой ценность, как в эстетическом, так и в денежном отношении.

Как появился на свет коттеджный поселок Barvikha Hills?

Barvikha Hills очень интересный проект. Когда мы ее проектировали, столкнулись с типичной для московских проектов дилеммой. Нам нужно было создать частные дома с большими садами, но с коммерческой точки зрения застройщику выгодно сократить территорию и построить большее количество коттеджей. Мы не хотели делать таунхаусы, потому что они выглядят слишком урбанистично, больше похожи на городское жилье. Поэтому я предложил убрать дороги под землю и создать кластеры из восьми, самое большее десяти домов. Один из домов в каждом кластере рассчитан на две семьи. Таким образом, мы разместили на этой территории 140 домов с садами общей площадью до 1000 кв. м. Еще одно преимущество заключалось в отсутствии машин и полностью пешеходном характере улиц, что обеспечило не только более качественную и привлекательную среду, но и безопасность для детей.

Что вы думаете о загородном рынке Подмосковья в целом?

В России известны только два вида жилья – квартира или дача. А в других странах, в частности в моей родной стране, есть много других видов жилья – это роухаусы (rowhouse – блокированная застройка – прим. Cottage.ru), патиохаусы (дом с внутренним двориком), хиллхаусы (ступенчатая застройка, квартира с террасой строится на крыше квартиры, расположенной этажом ниже). То есть дом и окружающая среда по-разному взаимодействуют друг с другом, что вносит разнообразие в городское пространство и способствует большей гибкости рынка, способного отвечать запросам различной клиентуры.

Какие есть пути выхода из кризиса для загородного рынка?

Мне кажется, одним из выходов из кризиса для загородного рынка является создание разнообразных типов жилья, а также соответствие проекта заявленному классу. Сейчас покупатель стал более требовательным к тому, что он приобретает, на что тратит деньги. С этой точки зрения нужно ориентироваться не на производителя, а на потребителя.

Самая большая беда в России – это отсутствие соответствия качества и заявленного класса объекта. Многие проекты называются элитными, но таковыми не являются. Два – три года назад покупатель видел дома с завышенными ценами, но думал «мне же нужно где-то жить» и покупал их. Сейчас покупатель подумает трижды, прежде чем купить. Я считаю, что люди, приобретающие недвижимость, заслуживают большего уважения и внимания к своим потребностям.

Что мне нравится в России, люди здесь открыты для новых идей. Поэтому для девелоперов это отличная возможность создавать различные типы жилья. Кто-то, к примеру, хочет жить в доме с садом, но не коттеджного типа - такому покупателю нужно предложить что-то другое. Важно предоставить людям выбор и возможность платить за то, чтобы жить, не как все. Рынок недвижимости стал бы более рентабельным, если бы у покупателя был выбор. Но для этого застройщики должны изменить привычный взгляд на ситуацию, что они пока что не торопятся делать.

Есть ли будущее у мега-проектов?

Главное здесь - это надежность. Чем грандиознее проект, за который берется застройщик, тем более прочной должна быть его репутация. Чем больше площадь застройки, тем выше должна быть гарантия того, что компания способна реализовать проект. Надежность, стабильность компаний-застройщиков – в ближайшем будущем эти факторы будут приобретать все большее значение. Сейчас у людей слишком много причин сомневаться в «профессионалах».

Многие ли девелоперы в кризис меняют свои проекты?

У нас есть проекты, которые претерпели существенные изменения, однако, большинство наших заказчиков сейчас тщательно обдумывают дальнейшие шаги. Подобная осторожность имеет смысл, особенно сейчас – но, с другой стороны, сложившаяся ситуация является следствием узкого, недостаточно инновационного мышления, господствовавшего на рынке недвижимости в последние годы. Надеюсь, недавний кризис, поразивший рынок недвижимости, приведет к пониманию того, что следует не просто повторять за другими, а пытаться создавать уникальные решения для каждого проекта. Если мировой кризис распространит эту прописную истину по всему миру и заставит людей поверить в нее, я буду счастлив. Хотя очень сомневаюсь, что это произойдет.

Изменилась ли работа вашей компании в кризис?

Если раньше компания представляла собой архитектурное бюро, занимавшееся исключительно проектированием, то сейчас она состоит из двух частей: проектное бюро «(designed by) Erick van Egeraat» и инженерная компания «Эмэм». Подобная схема организации работы отличается большей гибкостью и эффективностью, является менее уязвимой. В итоге мы расширились. Раньше у нас работало 160 человек, сейчас 250.

А количество проектов уменьшилось?

Я могу сказать, что у инженерной компании сейчас находится в работе множество проектов различного масштаба и сложности. У проектного бюро дела обстоят хуже: из 50 проектов, над которыми мы работали в прошлом году, осталось лишь 25. Остальные проекты приостановлены.

Каковы текущие проекты и планы?

Мы все еще работаем над рядом различных проектов, от масштабных генеральных планов до коммерческих и культурных учреждений в восьми странах. В России мы начали работу над несколькими новыми проектами, но я предпочитаю пока не предавать их гласности. Интересно наблюдать за тем, как многие наши заказчики, разработавшие определенные стратегии разработки и реализации проектов в прошлом, сейчас, под влиянием кризиса, пересматривают, модифицируют свои прежние взгляды. Нас зачастую просят сделать нечто совершенно иное, чем раньше.

А Остров «Федерация»?

Остров «Федерация» – это проект, который нужно реализовывать на растущем рынке. Но на сокращающемся рынке нужно быть очень осторожным. Всем понятно, что нельзя делать такой огромный проект сейчас. Только насыпать остров стоит 3,5 миллиарда долларов. «М-Индустрия», компания, которая занимается реализацией проекта, пока не нашла финансирование. Если найдут, то проект начнется.

Что там планируется построить?

Для создания острова будет насыпано 350 га новой земли и будет построено около 3,5 млн. кв.м жилья. Мы здесь смогли реализовать свои идеи о разнообразном жилье – от частных домов на маленьком острове, до очень маленьких квартир в многоквартирных домах, и все что между ними - таунхаусы, патиохаусы и прочее.

Напоследок, один из самых актуальных вопросов. Как решить проблему пробок в Москве и Подмосковье?

Вчера я поехал на ужин с друзьями, и мы на час застряли в пробке на Болотной набережной. И проблема была в том, что все хотели проехать первыми, но никто не хотел уступать. И получается беспорядок. И это говорит о том, что проблема не в дорогах, а в эгоистах. В Москве очень хорошая структура дорожной сети, много дорог, много пространства. Чего в Москве нет, так это работающей системы правил и ограничений в области парковки и надежной организации по контролю за соблюдением дорожных правил.

Вопрос, требующий внимательной проработки, касается уличной парковки. Россия, наверное, единственная страна в мире, где неправильная парковка машины не влечет за собой никаких последствий, в то время как в Лондоне или Берлине стоит припарковать свою машину в неположенном месте – и через 10 минут ее уже там не будет. Комплексное решение транспортной проблемы должно включать в себя обязательства застройщиков предусматривать необходимые автостоянки при строительстве новых объектов, а также капитальный ремонт всего парка городского общественного транспорта.


Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+



Последние новости
Укажите контактные данные
user
phone
mail

Нажимая на кнопку Отправить, вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Спасибо за обращение!
В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для уточнения информации
Пожаловаться
Спасибо за обращение!
Мы обязательно обратим внимание на проблему