Само слово «субурбия» произошло от английского «suburb», где приставка «sub» переводится как «под», а «urb» - город. Русские слова «пригород» или «загород», несмотря на близкие значения, не передают точный смысл «субурбии». В Америке это слово обозначает характерный тип застройки, сложившийся после второй мировой войны и тесно связанный с поколением «бэби-бумеров». Государство стимулировало застройку этих кварталов с однотипными одноэтажными домами.
Большой фактор, который способствовал росту пригородов в послевоенной Америке - быстрый рост автомобилизации. Уже к 1930 году на дорогах страны было 23 миллиона автомобилей, а более половины американских семей стали автовладельцами. После окончания боевых действий, когда экономика перешла к росту, это число только увеличилось. Жителям Штатов больше не нужно было жить рядом с работой и магазинами и они стали разъезжаться из душных городов на волю. Образ домохозяйки, ждущей мужа с работы и здоровых детишек, играющих на зеленом газоне, стал чрезвычайно популярным. В Америке развивался молодой средний класс, который хотел обладать, пусть и в меньшей мере, благами более обеспеченных слоев.
Свой дом на территории организованного квартала, на первый взгляд, выглядит привлекательно, но радость можно легко испортить. В пригородах может быть слабо развита инфраструктура: сплошная застройка не предполагает никаких школ, больниц, кафе, торговых центров, развлечений. За каждой мелочью из таких кварталов нужно будет ехать в город. Америка наступила именно на эти грабли в стремлении построить побольше домов на отведенном участке, а также из-за законов зонирования. Такие нормы означают, что на определенном участке земли можно строить только жилье или, например, только коммерческие предприятия. В больших коттеджных массивах, даже в престижной Кремниевой долине, до сих пор невозможно найти маленький магазин или кафе возле дома. Вся инфраструктура расположена на центральных улицах или в специальных «плазах» - пятачках с большими торговыми центрами.
Неочевидное препятствие к тому, чтобы расселить большие массы людей - дороговизна прокладки инженерных коммуникаций. Коттеджные поселки требуют большей общей длины водопровода и других коммунальных сетей, чем многоэтажная застройка на то же количество человек. К тому же, готовые коммуникации тоже нужно обслуживать, и чем дальше - тем дороже. Эти расходы будут ложиться на управляющую компанию, а она, скорее всего, переложит их на собственников жилья.
Проблемы с городскими пробками такое расселение тоже не решает. В российских городах в особенности плохо продумана система въездов и выездов, а также объездных магистралей. Для постройки массового пригородного жилья нам пришлось бы сначала кардинально перестроить дорожную сеть и улучшить ее качество - как это сделали в Америке.
Препятствием к воплощению американского опыта в наших условиях может быть и высокая закредитованность населения: по состоянию на 2019 год заемщики отдавали в среднем 43% своих доходов, в то время как в лучшие годы в США семьи отдавали около 11%. Высоки, относительно дохода российских домохозяйств стоимость бензина, цены на покупку и обслуживание автомобилей. В рамках жилого комьюнити можно было бы перемещаться на недорогом транспорте типа велосипеда, электросамоката, гироскутера, но только при условии размещения части инфраструктуры внутри поселка.
Американский опыт по быстрому возведению больших объемов массового жилья в наших условиях может разбиться о различия в климате. Климат Соединенных Штатов на большей части их территории, позволяет строить легкие каркасные дома с небольшим количеством утеплителя. Наши условия более близки к канадским. Хорошим решением проблемы климата и труднодоступности регионов России могли бы стать дома по технологии 3D-печати или переосмысленный опыт деревянного строительства. В прошлом большинство частного жилья в нашей стране было деревянным и запасы этого материала в РФ все еще велики. К тому же, развитие деревянного домостроения может дать дополнительный толчок экономике.
Нам необходимо осмысление жизни в собственном загородном доме в приложении к нашим реалиям. К тому же, исторический опыт в стране - богатый, а посмотрев на путь, который уже прошли заокеанские соседи, мы можем избежать некоторых ошибок. И тогда, возможно, «русская мечта» о маленьком домике с котиком-мурлыкой станет даже успешнее, чем американская.
Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+