Предприимчивые застройщики рекламируют квартиры в небольших домах, расположенных в весьма привлекательных зонах индивидуальной застройки: Озерки, Колмяги, Петергоф, Стрельна, Красное Село. То есть природные прелести, плюс городские коммуникации, плюс возможность смотреть на окружающих сверху вниз. И еще земля у девелопера в собственности — что, казалось бы, дает покупателю дополнительные гарантии. И цена, как правило, вполне приемлемая.
На такие «мелочи», как генплан и градрегламент, наличие согласований и технических условий покупатели внимания не обращают. А если и обращают — то, наверное, надеются на то, что как-нибудь все уладится. Ну, не совсем по закону — а что у нас в стране происходит по закону?
Потом — традиционный расклад: суды, письма всем-всем-всем, от прокурора до президента, пикеты у Смольного.
Эту схему — многоквартирные дома на землях ИЖС — нельзя назвать совсем уж мошеннической. Ее организаторы обычно никуда не бегут и не прячутся. Ходят в суды, вздыхают: «Ну, не получилось».
Компания «Плазма» строила в Озерках комплекс «Каскад» на 40 квартир с 2003 года.
Дом был почти достроен еще в 2005-м. Сейчас степень готовности — 90%, коммуникации не подключены. Разрешение на строительство застройщик так и не получил: в этой зоне можно строить индивидуальные дома, и не выше 12 м, а у «Плазмы» получилось 20 м. Тем не менее жилье в «Каскаде» продавалось бойко, было реализовано более 30 квартир. Руководители «Плазмы» упорно считали 4-й этаж мансардой и уверяли покупателей, что вот-вот получат все согласования. Потом начались проблемы; работы на площадке были остановлены. «Плазма» привлекла кредит в банке «Таврический» — 3 млн евро. И, естественно, не вернула. Сейчас единственным собственником «Плазмы» является компания ЗАО «Таврический-Инвест» — «дочка» банка. В конце 2008-го владельцы компании подали иск о банкротстве. Единственное имущество фирмы — тот самый недострой. Процедуру банкротства тормозили иски дольщиков: если «Каскад» оказывается в конкурсной массе, гражданам достанутся остатки, после погашения задолженности банку…
Однако летом 2010-го Выборгский суд принял решение: раз объекта на участке юридически нет, то и право собственности на неизвестно что у граждан возникнуть не может. И отказался признать законными претензии покупателей на недостроенное жилье. С точки зрения суда, дом, не введенный в эксплуатацию — это куча стройматериалов. Не более.
Недавно наружу выплыл очередной скандал. Петербургская Строительная Компания соорудила на Утиной улице в Коломягах 6-этажный дом на участке ИЖС. Разрешение на строительство не выдавалось, проект не согласован, допуска на строительные работы у фирмы нет; 34 из 39 квартир проданы дольщикам. Граждане обратились в Комитет по строительству. По мнению специалистов комитета, объект является самостроем, и его надо сносить. Дольщикам посоветовали через суд взыскать деньги с застройщика.
Компания «Аксиома» достраивает трехэтажный жилой дом с подземным паркингом на улице Корякова (Озерки). При этом фирма согласовала градостроительный план на индивидуальный жилой дом, по факту — возводится таун-хауз на 19 квартир. Разрешения на строительство нет. В прошлом году районная прокуратура уже указывала «Аксиоме» на незаконное возведение 50-квартирного жилого дома на Большой Озерной улице и таун-хауза на Первомайской. Застройщику пришлось тогда снять рекламные щиты. На фирму наложили штраф — 50 000 рублей. Примерно столько стоит 0,5 кв.м в квартирах на ул. Корякова.
Даже если компании удастся достроить свои объекты (а контролирующие органы к ней на удивление снисходительны), проблемы с регистрацией прав и с вводом в эксплуатацию все равно неизбежны.
Компания «Золотые Ключи» проходит процедуру банкротства. На восьми участках ИЖС — в Красном Селе, Стрельне и Петергофе — фирма собиралась построить 8 домиков, на 18 квартир каждый. Полсотни граждан успели внести деньги…
В городе уже зафиксировано более десятка случаев подобного самостроя. Привлекая дольщиков, такие фирмы фактически создают инициативные группы, которые любой ценой будут добиваться легализации построек.
Говорит руководитель петербургского Управления Ростреестра Галина Волчецкая: «В нашей практике были случаи, когда по решению суда регистрировалось право граждан на квартиры в многоквартирном доме, построенном на участке под ИЖС. Следует отметить, что суд может принять и иное решение, вплоть до сноса …»
В Ленобласти тоже такое случается, и даже покруче; там один умелец возвел на трех участках ИЖС торговый комплекс. Власти сейчас думают, что с ним делать.
И не все так просто. По духу и смыслу «дачной амнистии», на собственной земле я могу построить жилье. И кто сказал, что оно не может быть из сотни комнат? И что эти комнаты нельзя продавать в долевую собственность? Граница, отделяющая ИЖС от многоквартирного дома, юридически весьма зыбка. Как весьма неопределенны различия между «капитальной» и «временной» постройкой, между чердаком и мансардой.
Именно в таких «серых» зонах и варятся деньги.
Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+