До недавнего времени строительство коттеджей было одним из самых доходных способов инвестирования. Только в окрестностях Санкт-Петербурга возведено около сотни коттеджных поселков, а в Подмосковье количество таких объектов гораздо больше. Девелоперы рассчитывали получить значительную прибыль от своих проектов, но финансовый кризис внес серьезные коррективы в их бизнес и снизил привлекательность загородной недвижимости.
Можно сказать, что сегодня строительство коттеджных поселков в стране практически остановлено. В Москве и Санкт-Петербурге заморожено более 75% объектов, в регионах от 30 до 60%. И дальнейшее развитие ситуации не сулит радужных перспектив. Аналитики считают, что к июлю 2009 года спрос на загородное жилье упадет на 40-60%.
В первую очередь это связано с кредитной политикой. Сейчас практически все банки свернули долгосрочные ипотечные программы или максимально увеличили процентную ставку. Кроме того, определенные опасения вызывает и покупка строящихся объектов – клиенты предпочитают приобретать уже готовые дома. Еще один важный фактор – ожидание резкого снижения цен на недвижимость.
Для реализации своих объектов многие застройщики разработали специальные предложения для потенциальных покупателей. Например, некоторые компании готовы предложить собственные ипотечные программы или возместить разницу, если к моменту окончания строительства стоимость недвижимости упадет.
Но не зря говорят, что «у медали всегда есть две стороны», даже в финансовом кризисе можно найти положительные моменты. Например, снижение стоимости строительных материалов и риэлтерских услуг, возможно, приведет цены на жилье к разумному показателю. А девальвация рубля создаст условия для развития российской промышленности. В частности, уже сейчас отечественная
офисная мебель пользуется повышенным спросом и есть предпосылки к его увеличению.
Поэтому некоторые аналитики считают, что кризис на рынке недвижимости – это не только неизбежные потери для девелоперов, но и хорошая возможность реально оценить потребности этой отрасли и скорректировать ценовую политику.