Деревянная отдушина алюминиевого олигарха

Опубликовано: 25 августа 2009

Своим появлением компания «Вуокатти Русь» обязана владельцу «Базового элемента» и «Русского алюминия» Олегу Дерипаске. Компания начала свою деятельность в России со строительства охотничьих усадьб и корпоративных баз отдыха. Вскоре из «Вуокатти» решили сделать предприятие полного цикла. Но стратегия оказалась провальной. Дерипаска отказался от «наполеоновских» планов и сменил менеджмент. Нынешний гендиректор компании Николай Калинин попытался убедить Cottage.ru в том, что «Вуокатти Русь» выходит на массовый рынок не только из-за кризиса

Своим появлением компания «Вуокатти Русь» обязана владельцу «Базового элемента» и «Русского алюминия» Олегу Дерипаске, который никогда не скрывал своего увлечения деревообрабатывающей отраслью. Компания начала свою деятельность в России со строительства фешенебельных охотничьих усадьб и корпоративных баз отдыха. Вскоре из «Вуокатти» решили сделать предприятие полного цикла - от лесозаготовки до девелопмента. Но стратегия оказалась провальной. Дерипаска отказался от «наполеоновских» планов и сменил менеджмент. Нынешний гендиректор компании Николай Калинин попытался убедить Cottage.ru в том, что «Вуокатти Русь» выходит на массовый рынок не только из-за кризиса.

Обычно в конце июля сложно застать топ-менеджеров на работе – все отдыхают. Вы уже были в отпуске?

Нет (улыбается). Я следую заветам нашего премьера, который рекомендовал не уходить в летние отпуска пока работа не будет налажена должным образом. Надо стабилизировать продажи.

Наверное, точнее сказать - реанимировать. Потребительская активность на рынке загородной недвижимости сейчас на нуле.

Это не совсем так. Понятно, что спрос снизился, причем, в первую очередь, на индивидуальные дома. Но еще сильнее пострадал девелоперский сектор. По-моему, минимум 90% проектов коттеджного строительства заморожены. Я не могу назвать ни одного объекта, где ведется активная стройка. Кроме того, у нынешних покупателей есть некая уверенность, что осенью произойдет очередное снижение цен. Но к нам это все относится в меньшей степени. Нынешняя ситуация - повод активизироваться тем, кто планирует построить свой деревянный дом.

Но вы позиционируете себя в премиальном сегменте. Дом из клееного бруса в кризисные времена – слишком дорогое удовольствие.

Действительно, сам по себе клееный брус - это верхний сегмент, а клееный брус, произведенный в Финляндии, - это максимально верхний сегмент. Но даже такие дома дешевле, чем, например, объекты в современных коттеджных поселках. Кроме того, наша клиентура радикально отличается от обычных покупателей загородки. Поэтому, мне кажется, что у Вуокатти падение продаж не тотальное.

Поясните.

Изначально Вуокатти-Русь была создана, как компания, работающая на определенных внутренних проектах основного акционера. Это строительство объектов различного назначения, например, баз отдыха. Поэтому изначально мы получали корпоративные заказы. Олег Владимирович сам очень ценит дома из дерева. Отчасти поэтому клиентами Вуокатти Русь стали увлекшиеся деревянным домостроением коллеги и друзья основного акционера. Для наших основных клиентов – деревянный дом далеко не первый объект недвижимости. Решение о его строительстве не вызвано только ситуацией на рынке.

Хорошо, но это единичные клиенты. На таких далеко не уедешь. Насколько я знаю, Вуокатти-Русь собирается выйти в средний ценовой сегмент.

Еще в прошлом году мы решили расширить линейку продукции. Сейчас идет проработка концепции – мы думаем как снизить цены. В первую очередь, за счет использования российского бруса. Причем, неважно сами мы его будем делать или нет. В начале следующего года мы должны выйти на рынок с новым продуктом. Думаю, к летнему сезону 2010 года мы сможем обеспечить цену от 1000 евро за кв. м. и ниже. До кризиса мы даже планировали делать свои собственные девелоперские проекты этом сегменте. Но деревянные дома из финского клееного бруса – это штучный товар, и мне сложно представить в сегодняшней ситуации большой поселок, где все дома сделаны из финского клееного бруса. Для того чтобы развивать девелоперский бизнес мы должны были освоить средний ценовой сегмент. Поэтому и появилась идея создания нового продукта. Сейчас девелоперский рынок сильно упал, но он будет восстанавливаться, и надо быть к этому готовым.

И когда, по-вашему, это случится?

Думаю, в 2010 году. Но мы не питаем иллюзий, что через год случится резкий рост, скорее он будет умеренным.

Для его реализации государство должно сделать первый шаг, то есть решить вопрос доступности земель, коммуникаций, взять на себя некоторые инфраструкутурные затраты. Сейчас сама по себе земля с коммуникациями составляет до 50% стоимости строительства. Даже с учетом падения цен, это много, особенно, если речь идет о массовой застройке.

Теоретически, вы со своей новой продукцией могли бы вписаться в такую программу?

Потенциально, наш покупатель знает, где хочет построить дом, или у него уже есть участок или он знает, где его купить. Он понимает, как решить вопросы с инфраструктурой и т.п. Но, к сожалению, пока наши основные клиенты - это те люди, у которых много объектов недвижимости. Я не вижу таких покупателей, как, например, в Финляндии, где люди покупают маленькие деревянные дома площадью 70-80 кв м из клееного бруса как альтернативу квартире. Этого рынка в России пока вообще нет.

То есть в любом случае деревянный дом - это не полноценное жилье, а скорее прихоть, как третья или четвертая машина в семье?

Я работаю в компании меньше года, но еще не видел клиентов, которые хотели бы дом из клееного бруса в качестве единственного жилья. Но в России строится много корпоративных охотничьих усадьб и баз отдыха. У нас сейчас две такие в процессе строительства, в том числе охотничья усадьба для Никиты Михалкова.

Расскажите, с кризисом изменились аргументы для нерешительных покупателей деревянных домов?

Ну, разве что стандартные новые аргументы, такие как, снижение стоимости строительно-монтажных работ, цен на сырье, удешевление рабочей силы. Это основные отличия в аргументации целесообразности покупки. Преимущества не изменились – это экологичность, простота и быстрота сборки, незначительная усадка (2%). Кроме того, дома из клееного бруса по большому счету не требуют никакой отделки.

С преимуществами все понятно, а недостатки у ваших домов есть?

Скорее нюансы. Например, на самой стадии формирования архитектурного решения клиент должен продумать расположение розеток и т.п., потому что переделывать планировку в деревянном доме крайне сложно. Легче что-то исправить в каменном доме, чем в деревянном.

Как вы думаете, учитывая сложную ситуацию на рынке, Олег Дерипаска может продать Вуокатти?

Не очень понимаю, от чего ему нужно избавляться, потому что это его маленький имиджевый бизнес. Он не требует больших затрат. Наша продажа не решит проблем. Это не тот масштаб. У Олега Владимировича есть много внутренних проектов. Это проект собственного гольф клуба на Дмитровском направлении. Там планируется строительство трех десятков деревянных коттеджей в аренду. Есть 2 проекта в Сочи. Так что работа есть. Не говоря уже о перспективах выхода в средний ценовой сегмент.

Справка

«Вуокатти-Русь» создана в 2005 году после того как РАИНКО приобрела 51% акций финского завода по производству домокомплектов из клееного бруса Vuokatti Hirsitalot Oy. Компания занимается проектированием, производством, продажей и организацией строительства «под ключ» домов на территории России. С 2006 по 2008 год (включительно) было продано 42,6 тыс. кв м. Выручка компании за этот же период составила 38 млн. евро.

Подписаться на новости