Уходящая натура: частные вертолетные площадки теряют актуальность

Опубликовано: 12 октября 2021

Авиаконструктор Михаил Миль, которому мы обязаны многочисленным семейством различных «Ми», считал, что вертолеты вполне могут стать обычным общественным транспортом, а вертолетные площадки – чем-то вроде автобусных остановок. Он иронизировал, что с учетом качества российских дорог передвижение по воздуху – наиболее естественный и подходящий вариант. Казалось бы, состоятельные собственники загородных домовладений охотно поддержат развитие вертолетной инфраструктуры. Но как показывает исследование, проведенное экспертами Cottage.ru, лишь в единичных случаях подмосковные коттеджи оборудованы площадками для летательных аппаратов.

«Участок с вертолетной площадкой – это очень большая редкость (если речь идет не о резиденциях первых лиц государства)», – констатирует Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум». Подсчеты Cottage.ru подтверждают это заключение. Менее 0,5% от общего количества лотов, образующих высокобюджетную экспозицию (с бюджетом 100+ млн рублей), располагают вертолетными площадками либо находятся в поселках, где предусмотрена подобная инфраструктурная опция. В качестве примера можно указать лот из поселка «Красногорская усадьба» (10 км от МКАД по Волоколамскому шоссе). Это 12-спальная вилла (1,1 тыс. кв. м), окруженная 15 сотками земли. Припарковать вертолет можно прямо на ее четвертом этаже. Среди других инфраструктурных опций домовладения фигурируют каминный зал, два бассейна, баня, соляная комната, кинотеатр, боулинг и бар. На объект выставлен ценник размере 365 млн рублей. Более экономичный вариант обнаружен на Новорижском шоссе (поселок «Княжье озеро»). Здесь за 165 млн рублей продается кирпичный особняк с бассейном, спа-комплексом и автостоянкой. Вертолетная площадка площадью 63 кв. м размещена на крыше помещения, которое занимают охрана и обслуживающий персонал. В соседнем селе Лешково готов к реализации дом площадью 1,2 тыс. кв. м с обширным участком (100 соток). На его территории предусмотрена возможность организации пункта для приема вертолетов. Однако прайс домовладения – 400 млн рублей – предельно сужает потенциальную покупательскую аудиторию.

Ряд загородных проектов предлагают своим резидентам клубные парковки для вертолетов. Классический кейс – КП «Agalarov Estate» на Новой Риге. По данным Cottage.ru порог входа для этой локации сегодня равен 226,8 млн рублей (дом 1,3 тыс. кв. м, участок 32 сотки). В яхтъ-клубе «Мечта» на берегу Истринского водохранилища ценник более умеренный: за трехуровневый деревянный коттедж с 20 сотками земли нужно заплатить 71,9 млн рублей.

Серьезным препятствием для развития вертолетной инфраструктуры выступает наличие обширных бесполетных зон. Они охватывают не только территорию Москвы, но и большинство локаций над Рублево-Успенским шоссе – ведь именно там базируются резиденции первых лиц государства, ведомственные коттеджные поселки и загородные владения высшей российской номенклатуры и ее приближенных. Наибольшую концентрацию вертолетных площадок аналитики Knight Frank отмечают в районе Мякинино (1 км за МКАД). В одноименном поселке на полуострове в пойме Москвы-реки выставлен на продажу коттедж с 2001 года постройки (400 кв. м) и участок в 35 соток. В состав лота входят также причал, зона для барбекю и вертолетная площадка. Покупка объекта обойдется в 285,5 млн рублей. Напротив – в проекте «Береста» – экспонируется трехэтажный особняк, стилизованный под замок. Его чек – 306 млн рублей. Эта сумма среди прочего покрывает и место для посадки вертолетов. Однако, по словам Олега Михайлика, директор департамента загородной недвижимости Knight Frank, частные вертолетные площадки в Мякининской пойме стремительно теряют актуальность. Причина этого – открытие вертолетного центра «Хелипорт Москва», рассчитанного на обслуживание 220 машин. Он призван стать крупным инфраструктурным узлом с развитой отельной и развлекательной составляющими. Аналогичные порты функционируют в Истре (Новорижское направление), Яхроме (Дмитровское направление), Реутове (Нижегородское направление). Подобные проекты способны полностью покрыть потребности в вертолетных перелетах. «На самом деле, лишь небольшое количество людей прилетает на свои участки на вертолете», – напоминает Олег Михайлик. Кроме того, крупные порты позволяют серьезно сэкономить. Хранение в ангаре такой популярной машины, как Robinson R44  или Robinson R66 ежемесячно потребует 80 тыс. рублей в теплый период года и 90 тыс. рублей с октября по март. Сбор на обслуживание составляет 2-3 тыс. рублей. При этом следует учитывать, что тот же Robinson R66 Turbine 2010-2014 гг. выпуска, способный поднять пилота и четырех пассажиров, стоит 600-850 тыс. стоит от 40 до 65 млн рублей, Bell 505 с такой же пассажироподъемностью – более 120 млн рублей. Иными словами, прайс вертолета может достигать 70% от бюджета домовладения.

По отзывам экспертов, опция с вертолетной площадкой не только не повышает ликвидность объекта, но и создает дополнительные сложности при его продаже. «Для большинства клиентов наличие вертолетной площадки, как на участке, так и в границах поселка, скорее будет излишним», – уверена Анна Раджабова. Отсюда и крайне низкий уровень востребованности. Покупательский интерес исчерпывается точечными запросами. Достаточно сказать, что за последние полтора года в практике «Метриум Премиум» не зарегистрировано ни одной сделки с домовладениями, которые оснащены вертолетными площадками. Это означает, что в ближайшее время они окончательно перейдут в разряд исчезающей экзотики загородного рынка. 

Подписаться на новости

Нажимая "Подписаться", Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных