Как пандемия повлияла на предпочтения покупателей загородной недвижимости?
Опубликовано: 10 февраля 2022
Согласно опросам, более половины россиян хотели бы изменить условия проживания в пандемию. Среди недостатков своих квартир и домов жители нашей страны называют дефицит личного пространства и отсутствие благоустроенных дворов для прогулок. Эти проблемы решает загородный дом с приватным собственным пространством. Поэтому после первых месяцев самоизоляции спрос и цены на загородные дома в большинстве регионов нашей страны пошли вверх.
По данным ВЦИОМ, после пандемии 39% респондентов рассматривают индивидуальное жилье в качестве наиболее предпочтительного. У 17% опрошенных отношение к квартирам изменилось в худшую сторону.
Переход на удаленную работу заставил наших соотечественников серьезнее посмотреть на жилище, которое они собрались приобретать. Поработав «удаленщиками» в походно-полевых условиях на даче, люди задумались о чем-то более прочном. Теперь покупатели отдают предпочтение домам, комфортным не для летнего отдыха, а для круглогодичного проживания. Наибольшей популярностью пользуются благоустроенные коттеджи и таунхаусы. Только за первый год пандемии спрос на них вырос на 12 % и 20% соответственно. А вот классические летние дачи, напротив, теряют популярность. В тот же год спрос на них упал на 15 процентов.
Для переезда за город на постоянное проживание с семьей нужна инфраструктура. Теперь семейный дом за городом должен быть не просто домом, а домом с хорошей подъездной дорогой, детской площадкой, благоустроенной охраняемой территорией, школами, поликлиниками и даже местным сообществом. Нужна компания для детей, а также магазин, где можно быстро купить привычные продукты. Некоторые покупатели с интересом смотрят в сторону поселков с таунхаусами, которые являются как бы переходным форматом между городской жизнью и загородом.
Потребность в инфраструктуре сформировала спрос на типовое строительство и благоустроенные поселки. С такими предложениями сейчас собираются выходить на рынок крупные застройщики типового жилья. Так, девелопер “Самолет” планирует построить в Подмосковье кластер ИЖС «Дмитров». Он объединит несколько несколько мультиформатных поселков класса комфорт. Они будут обладать единой градостроительной концепцией и включать в себя различные типы зданий: индивидуальные и блокированные жилые дома, детские сады, школы, медицинский центр, спортивные зоны, общественный центр, коллективные теплицы, конюшню и другое. Под проект уже зарезервирована территория в 981 гектар на Дмитровском шоссе.
Из-за удаленки покупателей загородной недвижимости стало интересовать стабильное электричество в поселке и хороший мобильный интернет или возможность подключиться к проводному. Как утверждает журнал «Загородное обозрение. Салон загородной недвижимости», это побудило часть владельцев домов на продажу переписывать свои объявления, уточняя, что в поселке стабильное электричество и хороший мобильный интернет, позволяющий проводить видеоконференции.
В доме также появилось такое обязательное пространство, как рабочий кабинет. Теперь он нужен практически наравне с кухней и спальной. В небольших домах при небольшом бюджете придется обойтись отдельным углом, а не полноценным кабинетом, но совсем без него нельзя. Мы на своей шкуре испытали, что такое сидеть с ноутбуком на кухне или в общей гостиной.
Еще одну любопытную особенность выявили столичные риелторы. Несколько факторов, в числе которых дороговизна загородного жилья в непосредственной близости от Москвы, боязнь скоплений людей в эпидемию и дефицит предложения «выгнали» покупателей на расстояние примерно 35 километров от Москвы. По сведениям компании «ИНКОМ-Недвижимость», больше всего загородных домов в первый год пандемии было куплено в диапазоне от 35 до 75 километров от столицы.
Часть потенциальных покупателей до наступления локдаунов и водопада непонятных правил по въезду-выезду рассматривала покупку дома за границей. После того, как все оказались заперты дома в неопределенной ситуации и на непонятный срок, стало ясно, что семейный коттедж лучше иметь здесь, а не где-то там. Это также подстегнуло спрос, особенно в высоком ценовом сегменте.
Нежелание возиться с ремонтом повысило спрос на дома в высокой степени готовности. Мысль о бесконечном ремонте в компании жены и детей, с начальником на связи, в условиях возможного закрытия строительных магазинов не радует современного покупателя. К тому же в пандемию мы стали ценить свое время, проведенное с близкими, и душевное спокойствие. Близость смерти и неопределенность будущего научили нас радоваться каждому мгновению и не не откладывать жизнь на потом.
Когда пройдет пандемия, мы не будем прежними. И пусть нам больше не придется сидеть взаперти, опыт весны 2020 года забыть уже не удастся. Это коренным образом повлияло на наше восприятие жизненного пространства и сформировало рынок загородной недвижимости на годы вперед.