Доступное жилье должны строить частные девелоперы
Опубликовано: 30 сентября 2009
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» существует уже несколько лет. Более того, первый этап реализации нацпроекта завершился уже два года назад. Однако воз, как говорится, и ныне там. Если бы не финансовый кризис, цены на жилье так и продолжали бы свой рост, делая надежду подавляющего большинства россиян на улучшение жилищных условий с каждым годом все призрачней
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» существует уже несколько лет. Более того, первый этап реализации нацпроекта завершился уже два года назад. Однако воз, как говорится, и ныне там. Если бы не финансовый кризис, цены на жилье так и продолжали бы свой рост, делая надежду подавляющего большинства россиян на улучшение жилищных условий с каждым годом все призрачней.
Если обратиться к официальному сайту нацпроекта и зайти на страницу «Реализация», то может сложиться ощущение, что проект уже давно заморожен. Первая и последняя запись, датированная 13 июня 2007 года, описывает четыре основных приоритета, определенных к выполнению на первом этапе, который рассчитан на 2006-2007 года. Рассмотрим каждый из них:
Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. Вряд ли кому-то нужно рассказывать, в каком состоянии сегодня находится ипотечное кредитование. Естественно, можно пенять на финансовый кризис, говорить о том, что кризис вынудил банки отказаться от ипотеки. Но давайте взглянем правде в глаза. Еще до кризиса количество квартир, купленных в кредит, не превышало 10% от общего объема сделок, в то время как в ряде европейских стран эта цифра составляет 80-90%. Причиной столь существенной разницы являются условия кредитования. Процентные ставки за рубежом в несколько раз ниже, чем в России. Да и цены на жилье эконом-класса тоже не сопоставимы с нашими. Единственным «оправданием» российским ставкам по ипотеке можно назвать высокие темпы инфляции.
Повышение доступности жилья. По данным IRN средняя стоимость квадратного метра столичного жилья год назад, в сентябре 2008 года составляла чуть более $6 тыс. или примерно 160 тыс. рублей. Причем с конца 2007 года, т.е. с того момента, когда должен был завершиться первый этап реализации нацпроекта, прирост составил почти 60 тыс. рублей. Назвать такие темпы роста цен «повышением доступности жилья» язык не повернется. Единственное, что хоть как-то остановило эту «гонку» и действительно сделало жилье чуть доступней – это финансовый кризис. Однако сомнительно, что именно такой способ повышения доступности был запланирован в нацпроекте.
Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Это, пожалуй, единственный пункт программы, который можно считать выполненным. По данным Федеральной службы государственной статистики, 2005-2007 году ежегодный прирост объемов жилищного строительства составлял порядка 16%. Но в 2008 и 2009 темпы замедлились и по итогу сейчас мы имеем довольно сильное снижение объемов строительства.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан. Согласно нацпроекту, в 2006-2007 годах на обеспечение инвалидов, ветеранов и прочих льготных категорий граждан жильем было запланировано выделение 50,7 млрд. рублей. По документам этой суммы должно было хватить на то, чтобы «осчастливить» 76,2 тыс. семей. Если просто поделить эти цифры одна на другую, выходит, что на обеспечение жильем одной семьи государство планировало потратить в среднем по 665 тыс. рублей. Для того, чтобы лучше оценить размер государственной помощи, достаточно сравнить эту цифру со средней стоимостью жилья в Москве в сентябре 2008 года. На эти деньги можно было бы «обеспечить» каждую семью льготников жильем площадью в 4 квадратных метра.
Естественно, практически все из вышеперечисленных аналогий, сравнений и вычислений сильно утрированны, но в целом все равно понятно, что жилищный нацпроект, мягко говоря, «буксует», государство не справляется с возложенными на себя обязательствами. Но наши высшие чиновники, по всей видимости, боятся в этом признаваться. Но иногда среди «слуг народа» находятся и те, кто не боится открыто сказать правду. В прошедшие выходные глава городского округа Химки Владимир Стрельченко посетил подмосковный поселок таунхаусов «Ивакино-Покровское», где сделал довольно любопытное заявление относительно будущего доступного жилья. «Я считаю, что только частные девелоперы и вытянут эту программу. Потому что государство более неповоротливое, чем частные инвесторы. Частник более мобильный, более целеустремленный: его жизнь – это его деньги, его вклады, он будет бороться, чтобы как можно быстрее заставить работать вложенные средства», - сказал чиновник.
Владимир Стрельченко также отметил, что строительство таунхаусов является самым перспективным направлением в строительстве доступного жилья: «В России люди традиционно стремятся к собственному хозяйству. А таунхаус позволяет почувствовать себя хозяином. В нем есть свой небольшой участок, свои стенки, отдельный вход с улицы и гараж, куда можно поставить машину. То есть таунхаус – это формат, который отлично вписывается в городскую или пригородную среду и одновременно соответствует стремлению русского человека почувствовать себя хозяином».
Одно только расстраивает – словам чиновников в нашей стране верить очень трудно, особенно когда речь идет о каких-то позитивных вещах. Но все же, хочется надеяться, что слова главы Химок не останутся просто программным заявлением, что за ними последуют какие-то изменения, хотя бы в рамках одного городского округа. Пока в высших эшелонах власти будут продолжать «кошмарить» бизнес, принуждая к государственно-частному партнерству, чиновники на местах будут учиться цивилизованно сотрудничать с бизнесом. Возможно, это и станет первым реальным шагом к появлению действительно доступного жилья в России.