Мастерские ОФМ представляют: Современная частная загородная архитектура
Опубликовано: 23 ноября 2005
Как менялись архитектурные пристрастия петербуржцев на протяжении последних лет? Можно ли говорить о росте интереса заказчиков к индивидуальным архитектурным проектам или это скорее частный случай? Как заказчики и архитекторы находят друг друга?
Как менялись архитектурные пристрастия петербуржцев на протяжении последних лет? Можно ли сегодня говорить о каких-то устойчивых предпочтениях?
С. Орешкин: Ничего не менялось. Как была идеалом стандартная архитектура а-ля петербургский загородный особняк, некий полумодерн, ар деко, так, в принципе, она и осталась. Единственное, что изменилось, - это размеры дома. Если раньше строили дома площадью 500-1000 кв. метров, то сейчас все поняли, что 300 кв. метров вполне хватает для жизни.
О. Романов: Сегодня в загородной архитектуре - многостилье и во многих случаях "штампы".
Можно ли говорить о росте интереса заказчиков к индивидуальным архитектурным проектам или это скорее частный случай?
С. Орешкин: Нет. Лишь небольшая часть заказчиков изначально готовы к работе с архитектором. Большинство вспоминают о том, что нужен проект дома, буквально перед началом строительства.
О. Романов: Действительно частный случай - это вариант полного доверия архитектору.
Как заказчики и архитекторы находят друг друга?
С. Орешкин: Ищут в основном по рекомендации.
О. Романов: Разные варианты.
Есть мнение, что петербургская загородная архитектура сегодня - это стиль, которого нет. Так ли это? Насколько велики позиции эклектики? Идут ли архитекторы "на поводу" у клиента или делают проекты сообразно собственным представлениям и вкусу?
С. Орешкин: Архитекторы в основном идут "на поводу" у клиента, который приносит фотографию какого-нибудь дома, например из каталога, и просит сделать то же самое. Редкий случай, когда архитектору дают полную свободу для самовыражения.
О. Романов: Из-за смешения стилей и вкусов архитектура коттеджей "двигается" в сторону каталогизированных характеристик. То, что предлагают всевозможные "каталоги проектов", берется в большинстве случаев за образец.
Кто сегодня больше нужен друг другу: архитектор или будущий застройщик?
С. Орешкин: Архитектор - застройщику. Для заказчика грамотный архитектор - это спасение.
О. Романов: Архитектор - застройщику.
Должен ли будущий застройщик разбираться в современных архитектурных стилях?
С. Орешкин: Желательно. Клиент должен быть эрудированным и знать, чего он хочет. Перед обращением к архитектору надо хоть немного разбираться в теме, изучить рынок.
О. Романов: Для полноценного результата - должен.
Градостроительная практика последних лет со всей очевидностью продемонстрировала, что архитектурой загородных домов сегодня может заниматься кто угодно. На ваш взгляд - это расцвет дилетантства или здесь про-глядывает совершенно новая эстетическая система?
С. Орешкин: Никакой эстетической системы нет. Это коммерческая сторона вопроса. Если платятся деньги - то за работу берется кто угодно. В Петербурге действительно мало профессиональных архитекторов, которые сумеют отличить плохую архитектуру от хорошей. Но при этом надо понимать, что идеальной архитектуры тоже не существует. В любом проекте всегда можно найти свои минусы и плюсы.
О. Романов: Это абсолютно естественная ситуация для первого этапа коттеджного "бума" и "дикого" рынка.
Кто сегодня среднестатистический заказчик индивидуального проекта загородного коттеджа? Можно ли сделать его обобщенный портрет?
С. Орешкин: Эволюция за последние годы шла стремительно. На смену разбогатевшим "браткам" и олигархам сейчас приходит интеллигенция. Причем сравнительно молодая. Сегодняшний застройщик - это 30-33-летние директора небольших предприятий, медицинских учреждений, топ-менеджеры, артисты. Элита зарождающегося "среднего класса".
О. Романов: Жена "нового русского".
Какова, на ваш взгляд, архитектура петербургского коттеджа в будущем?
С. Орешкин: Петербург - это вообще архитектурная провинция по сравнению с Европой. Думаю, будет дикое смешение, заимствование немецкой, "бюргергской", французской, швейцарской архитектуры. Продолжится влияние скандинавов с их деревянными домами. Все будет очень разнообразно. Тенденция лишь одна: поскольку сегодня будущий застройщик ищет в первую очередь хорошую экологию и безопасность, то самым актуальным будет строительство цивилизованных коттеджных поселков.
О. Романов: Стилевая "всеядность" современности наводит на мысль, что мы на пороге новых взглядов на стилистику - в сторону осмысления энергетики архитектурных объемов. Думаю, будущее частной архитектуры - в изучении влияния пространственных форм - овала, круга, квадрата - на человеческую энергетику и создание с учетом этих данных максимально комфортных для человека планировок.