Эволюция камина
Опубликовано: 26 февраля 2014
Когда человек вспоминает о доме, первая возникающая ассоциация – это тепло. Именно тепло родного дома зовет нас к себе после напряженных часов трудового дня, в его стенах мы можем расслабиться, с комфортом отдохнуть, пообщаться с родными и друзьями.
Когда человек вспоминает о доме, первая возникающая ассоциация – это тепло. Именно тепло родного дома зовет нас к себе после напряженных часов трудового дня, в его стенах мы можем расслабиться, с комфортом отдохнуть, пообщаться с родными и друзьями.
Кому-то символом семейного очага служит уютная кухня, многим же нравится собираться в просторной гостиной возле весело гудящего и потрескивающего дровами камина. Традиция посидеть в кругу близких людей возле огня, от которого исходит тепло и свет, пришла от наших предков, и не утратила актуальности и по сей день.
Пещерный очаг как предвестник камина
Из находок археологов нам известно, что первобытные люди, в частности неандертальцы, жившие в пещерах, были знакомы с огнем и использовали его не только для приготовления пищи, но и для обогрева жилья. Так, в итальянских пещерах Бальци-Росси были найдены следы очага, который топили при помощи дров. Этот очаг располагался в просторной центральной части пещеры, а вокруг него размещались спальные места для членов семьи. Подобные очаги не имели системы, позволяющей отводить дым от сгорающих дров, из-за чего стены и потолки пещеры покрывались сажей.
Впоследствии древние люди стали устраивать очаг в том месте, где можно было проделать отверстие наружу, позволявшее снизить задымленность помещения. Со временем очаг переместился к дальней стене пещеры, и стал прообразом того камина, к которому мы привыкли сегодня.
В этом же направлении шло усовершенствование очага у древних людей, живших в землянках. Раскопки Костенковской стоянки, которая находится в Воронежской области, Волосовской стоянки возле Мурома и других поселений, датирующихся примерно тем же периодом, показали, что для обогрева землянки и приготовления пищи первобытные люди использовали очаг, который разводили в специально выкопанной посреди жилища яме. Для отвода дыма и поступления свежего воздуха использовалось отверстие, служившее входом в землянку.
Камины античности
Описание каминов, использовавшихся в домах римлян, можно отыскать в трактате Андре Палладио, жившего в эпоху Возрождения. По его словам, в римских домах встречались камины, устроенные в центральной части помещения и окруженные колоннами. Эти колонны поддерживали архитрав, на котором возвышалась специальная труба с раструбом в виде конуса, служившая для улавливания дыма. Горячий дым уходил по трубам и обогревал все помещения.
Декоративные функции появились у камина в начале XII столетия, когда архитекторы сумели «встроить» очаг в стену, снабдив его прямым дымоходом. С тех пор их стали располагать в разных местах помещения: пристраивали к стене, размещали в углу, встраивали в стену полностью, либо частично. Параллельно с этим стали появляться различные аксессуары, помогавшие поддерживать очаг в чистоте и предохранять прилегающее пространство от искр: каминные решетки, щипцы, кочерга, подставки для дров, совок, экраны, защищающие от искр.
В больших домах и замках для камина выделялась специальная комната, которая позволяла устраивать очаг больших габаритов. Так, в одном из залов аббатства Мон-Сен-Мишель, что во Франции, есть камин, в котором без труда можно изжарить тушу быка.
Для отопления больших помещений создавались двойные и даже тройные камины. Увеличение размеров позволило развиться такому ответвлению декоративного искусства, как украшение каминов: трубу, выводящую дым, маскировали изящной лепниной, размещали на ней произведения живописи, каминные полки декорировали небольшими скульптурными группами, изображающими сценки из библейских сюжетов, рыцарских турниров или повседневного быта.
Ближе к XVIII веку в моду стал входить классицизм. Законодателями нового стиля каминного декора на тот период времени становятся англичане. Сдержанные формы, минимальное количество декоративных элементов, спокойные оттенки – такими были камины в то время. Их чаще всего изготовляли из черного мрамора, на котором размещались рельефные изображения на античные темы.
Во времена Наполеона возник новый стиль, синтезировавший английскую лаконичную элегантность и пышную мощь Французской Империи – ампир. Камины приобретают монументальность, в качестве материала изготовления повсеместно используется мрамор, а в качестве декора – изображения батальных сцен, римские венки, колонны и египетский орнамент.
Возле такого камина можно посидеть с бокалом коньяка, покуривая ароматную сигару и ведя неторопливый диалог с закадычным другом или партнером по бизнесу.