Чайкино гнездо
Власть имущие, как правило, стараются не раскрывать данные о своих жилищах. Но когда информация все-таки просачивается в СМИ, причины такой «скрытности» сразу становятся понятны. Все мы не глупые люди и понимаем, что имея годовой доход в 5,6 млн. рублей ($186 тыс.), практически невозможно купить дом стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Цифра 5,6 млн. приведена не случайно. Именно столько заработал за 2011 год генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. О его «скромном» коттедже и пойдет сегодня речь
Истории про загородные дома высокопоставленных российских чиновников пользуются неизменной популярностью у читателей. Власть имущие, как правило, стараются не раскрывать данные о своих жилищах. Но когда информация все-таки просачивается в СМИ, причины такой «скрытности» сразу становятся понятны. Все мы не глупые люди и понимаем, что имея годовой доход в 5,6 млн. рублей ($186 тыс.), практически невозможно купить дом стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Цифра 5,6 млн. приведена не случайно. Именно столько заработал за 2011 год генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. О его «скромном» коттедже и пойдет сегодня речь.
Вообще искать изъяны и нестыковки в налоговой декларации главного прокурора России – это, как минимум, забавно. Ведь именно Юрий Чайка лично должен проверять данные до доходах всех высокопоставленных чиновников страны. Соответственно, его декларация должна быть образцово показательной. Нельзя же доверять проверку других человеку, у которого самого «рыльце в пушку». На первый взгляд, претензий к прокурору быть не может: 5,6 млн. рублей – не какая-то баснословная цифра. $15 тыс. в месяц – это далеко не потолок зарплаты в России, многие топ-менеджеры частных компаний зарабатывают больше. Да и имущество, которым владеет генпрокурор, вполне себе рядовое: квартира площадью 203 кв. м и два автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» (эта машина – must have для любого однофамильца главного прокурора страны) и ГАЗ-69.
Но журналистов хлебом не корми, дай раскопать каких-нибудь «жареных фактов». Собственно, этом и заключается их работа. Нет изъянов в декларации у самого генпрокурора? Не проблема, обратим внимание на доходы и собственность его жены. Супруга главы Генпрокуратуры за прошлый год заработала больше– 8,5 млн. рублей. Но ничего удивительного в этом нет. Ей, в отличии от мужа, закон о госслужбе не запрещает заниматься бизнесом. Впрочем, ходят слухи, что этой возможностью она не пользуется, род ее занятий – «домохозяйка». Но не будем отвлекаться на слухи, в налоговой декларации Елены Чайки есть вещи и поинтереснее.
Эта более интересная вещь – земельный участок площадью 4 тысячи 300 квадратных метров. Этот размер указан в декларации, но для простоты будем оперировать мерой площади, привычной для рынка загородной недвижимости – сотками. Итак, супруга генпрокурора владеет участком 43 сотки. В налоговых документах не указано, где именно он расположен. Но журналисты
«Новой газеты» решили провести небольшое расследование и выяснить чуть больше информации об имуществе семьи Юрия Чайки. И расследование ожидаемо привело их на Рублевку, а именно в поселок Успенское.
Постоянным читателям Cottage.ru вряд ли нужно объяснять, что это за место. Для всех остальных краткая справка: дачный поселок «Успенское» - это место, где еще с советских времен проживали высшие чиновники страны. Сейчас поселок находится в ведении Оздоровительного комплекса «Сосны» Управделами президента РФ и в нем продолжают проживать высокопоставленные госслужащие. С той лишь разницей, что теперь многие земельные участки находятся в частной собственности, а не на балансе у государства. При очень большом везении и наличии средств, поселиться здесь могут и «простые смертные», купив землю или арендовав одну из сохранившихся госдач. Елену Чайку к тем самым смертным вряд ли можно отнести, поэтому ничего удивительного нет в том, что она владеет землей именно здесь.
Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что участок 43 сотки и его местоположение – это далеко не самое интересное. На участке расположен нигде не задекларированный дом площадью около 2 тыс. кв. м – трехэтажный особняк с мансардой. На цокольном этаже расположатся: бильярдная, винный погреб, дегустационный зал, тренажерный зал, холл, три кладовые, а также несколько технических помещений; на первом этаже предполагаются комната отдыха, сауна, бассейн, гостиная, столовая, лифт. Рядом с крыльцом будет находиться веранда, а чуть поодаль — зимний сад.
Впрочем, в Генеральной прокуратуре журналистом газеты объяснили, что ничего странного в том, что коттедж не проходит по налоговой декларации, нет. Фактически он еще не достроен, а раз строительство не завершено, то и дома, считай, не существует. Но есть один нюанс. Еще до публикации отчетов о доходах и имуществе чиновников, в редакцию «Новой газеты» пришло письмо от читателя, отвечавшего за юридическое сопровождение сделки по газификации дачи семьи генпрокурора Чайки. Вот цитата из него: «В 2000-е я работал в тресте <…> Мособлгаза, занимаясь документальным сопровождением сделок по установке газового оборудования. Так получилось, что в 2008-м я занимался документооборотом, связанным с дачей семьи генпрокурора Чайки. <…> Насторожило, что некоторые документы не было возможности увидеть, так как они хранились только у начальства, вопреки установленным правилам. Видимо, было что скрывать. Считая, что власть в стране должна находиться под контролем общества, я сделал копии имевшихся бумаг. Газификация производится только при наличии дома, близкого к завершению строительства. А строительство дачи Чайки не завершается вот уже несколько лет. Во всяком случае, в своих декларациях о доходах и имуществе ни генпрокурор, ни его супруга никогда не указывали факт владения этим домом. Пожалуйста, выясните, почему этот чудо-особняк еще не задекларирован».
Ответ на вопрос читателя был дан выше: недострой декларировать не нужно. И можно только гадать, сколько лет дача генерального прокурора еще будет оставаться в этом статусе. По оценке экспертов, такой коттедж в этом районе может стоить несколько десятков миллионов долларов, цены на похожие предложения начинаются от $10 млн. Даже если посчитать совокупных доход супругов, то для того, чтобы накопить минимальную сумму, Елене и Юрию Чайке понадобилось бы минимум 20 лет. В 1992 году Юрий Яковлевич занимал скромную должность прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры и вряд ли они с супругой уже тогда зарабатывали $500 тыс. в год и начали откладывать на «домик» на Рублевке. Судя по всему, мы так никогда и не узнаем, на какие деньги построен очередной чиновничий дворец. Остается только делать ставки, сколько еще пройдет лет до того момента, когда этот коттедж все-таки появится в налоговой декларации генпрокурора или его супруги.
Фото: Коммерсант
Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+